la_sanya: (fairy tale)
[personal profile] la_sanya
А что, достойная сказка для взрослой девочки.
С несложной моралью и интересной начинкой.

Мир Кэрролла нанизан на линейный сюжет, построенный на мотивах традиционной сказки (и мифа и эпоса) и сказки современной (мотивы о кровавой тирании и освободительной борьбе), а во всё это завёрнута символическая психологическая история инициации героини.
Конечно же, Алису Кэрролла мы здесь не найдем (еще бы, тринадцать лет прошло, и автор уже другой). Один товарищ считает, что этот фильм - прямо справочник по архетипам Юнга. Я не то чтобы много читала Юнга, но по мне, юнговские архетипы скрестились с кэрроловскими персонажами и бертоновской фантазией, и в результате и первых, и вторых не очень-то узнаешь.

Впрочем, ритуал инициации (тм) дан в чистом виде. Спуститься под землю - то есть символически умереть, психологически - спуститься в глубь себя ("Underland - как говорится в сценарии 2007 года, - настоящее название места, которое Алиса зовет Wonderland). Приручить зверя (Брандашмыг - киса, по-моему) традиционным сказочным-архетипическим методом, и, конечно, победить дракона.

Алиса попадает под землю, убегая от выбора, который не решается сделать.
В отличие от Алисы Лиддл, она уверена, что видит сон. Отец научил ее, что она хозяйка своим снам - может проснуться, когда захочет.
Маленькая Алиса у Кэрролла быстро втягивается в игру и позволяет себя совсем запутать, совсем забывая, кто она: я в своем уме или в Мэри-Эннином? Только когда все принимает пугающий оборот, ей удается вспомнить, кто здесь настоящий.
У Алисы Кингсли всё наоборот. Кругом неё всё серьёзно. Но она уверена, что это ей снится и не имеет большого значения - опять же, лишь до тех пор, пока кольцо не сжимается слишком плотно. И Брандашмыг таки цапает ее за руку.
Для Страны под землей Алиса - часть пророчества. Шахматная партия расписана далеко вперед и каждый день имеет свое название. Алису возмущает, что она пешка, вещь - в своем собственном сне!
Но она включается и действует - в тот момент, когда не может не действовать (когда узнает, что Шляпника схватили, из-за нее). Это - не по сценарию. С этого момента она полностью импровизирует. Но импровизация всё равно приводит ее в конце концов к исполнению пророчества. Это сценарий, но не для пешки, а для героя, он известен заранее, потому что все герои делают это. А она - герой, ведь это её... сон?

Собственно, Алиса никогда не была конформисткой. В начале она - такое свободное и дикое существо, знать не желающее о корсетах, чулках и более серьезных требованиях социума. Она прекрасно знает, что ей интересно, а что - ерунда. Но - когда социум начинает окружать ее, сжимая кольцо, она теряется. Может, и правда всё, что ей дорого - ерунда, а думать нужно совсем о другом, иначе никому она такая нафиг не будет нужна?
Хотя на самом-то деле она знает, что ей нужно, и убегает за этим.

Возвращается Алиса уже специалистом по невозможному. Поднявшись наверх из глубин подсознания, она творит немыслимые вещи.
Говорит всем в лицо то, что думает, позорит при всех несостоявшегося жениха и пару родственников, после чего отец этого жениха подписывает с ней контракт и делает ее своим управляющим по торговле в Китае! Для того времени это такая же фантастика, как улыбка без кота, говорящие звери и победа девочки над бармаглотом.
И все эти социальные нормы и правила осыпаются перед ней, как "просто колода карт"!

Есть пара моментов, которые меня озадачили.
Накануне боя, когда Алиса еще не решилась, белая королева говорит ей: "Хватит жить по чужой указке! решать только тебе".
А какой, собственно, перед нею выбор? Согласиться выйти на бой - или отказаться, зная, что тогда пойдут ее друзья. Если верить правилам игры, они не могут победить, а значит, погибнут.
По сути, свой выбор - помогать свергнуть красную королеву - она уже сделала, осталось только дойти до конца. Поэтому странно звучит здесь фраза "хватит жить по чужой указке". А уж говорить "Это можешь сделать только ты. У других не получится. Но если ты не пойдешь, пойду я. Или я. Решать тебе!" - и называть это выбором, по-моему, нечестно. Честнее попросить.
У Кэрролла слова - мощный инструмент игры, они меняют сознание и сдвигают реальность и вконец запутывают сновидицу.
У Бертона слова тоже играют магическую роль, но здесь они, наоборот, собирают реальность. Алиса и раньше неплохо знала, кто она такая - пусть даже у окружающих "не было единого мнения на этот счет". Но чтобы выйти на бой, ей нужно было сказать это словами. А чтобы победить - произнести ключевые слова: Голову с плеч!
Вернуть себе меч и право решать, что с плеч, а что нет.
Может, и эти слова белой королевы несли ту же магическую функцию?

Второе - сама белая королева. Сахарная мертвая женщина. В ее дворце даже Алисины волосы выглядят серыми. Смерть? Нет, не тянет. Не может убивать. Зато может колдовать. Похваляется умением варить волшебные зелья из запчастей мертвецов. Колдунья-целительница? Ага, ей плохеет от вида трупов, да что там, морщится даже от пролетевший мимо мухи.
Ни смерти, ни жизни. Кисейная барышня, жеманная и беззащитная - зато у нее есть организованная армия, подчиняющаяся взмахам ее ресниц.
Кстати, это как раз идеал женщины там, в обществе, по ту сторону кроличьей норы. (И ничего, что черные губы и ногти странно сочетаются с белым платьем).
Сестры стоят друг друга. Любимая и нелюбимая дочери какой-то, видимо, не слишком приятной дамы.
Одна - несчастный урод, страхом заставляющий всех уродовать себя и довольствующийся фальшивой любовью за реальную власть. Другая пользуется реальной властью за то, что воплощает идеал, но сама при этом насквозь ненастоящая. Видимо, она - меньшее зло, потому что при ней могут жить чудесные безумцы, веселиться и танцевать джигу-дрыгу. Хотя совершенно непонятно, как всё это можно делать при власти той, в чьем дворце меркнут краски.

Естественных, настоящих женщин в Алисином Underland нет. Если не считать мыши-сони, кавалерист-девицы, обе женщины фальшивы и обе живут, чтобы властвовать.
Нравься всем, и будешь рулить. А если не нравишься всем - то что делать? Тогда запугай всех...
Алису не устраивают ни эти методы, ни эта цель, и она выбирает мужскую роль. Сперва - бравного рыцаря, а потом - творца, первооткрывателя, специалиста по чудесам. Как Шляпник и как ее отец.
Кстати, очень естественна и эта любовная линия, и ее бестелесность.

А Синяя Гусеница сопровождает Алису весь путь: сперва он на плече у жениха, затем на грибе, потом они вместе окукливаются (она - в доспехи, видимо) и вместе вылетают в большой мир.
По-моему это прекрасно.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

la_sanya: (Default)
Sanya

January 2013

S M T W T F S
  12 345
678 9 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 1st, 2025 07:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios